34 года назад, 15 августа 1990 года, погиб один из самых ярких отечественных рок-музыкантов – Виктор Цой (родился 21 июня 1962 года). Он всегда был в центре внимания при жизни, а после смерти стал настоящей легендой. Но спустя 34 года его творчество по-прежнему актуально, его песни давно уже стали гимном военного времени.
1. Мало кто знает, что единственной работой в кино, которой Цой действительно гордился, была роль каратиста Моро в фильме Рашида Нугманова “Игла”.
Биографы группы “Кино” связывают это с тем, что Нугманов, по сути, предложил Цою сыграть самого себя. А вот не менее культовая “Асса” в личной классификации музыканта попала в разряд “Папиного кино” (в этот список попадал вообще любой образчик советских массовых или коммерческих картин).
Своё собственное участие в “Ассе” Цой считал ошибкой. “Я не мог угадать, каким будет конечный результат, – рассказывал Цой, – всё это на совести режиссёра. Я лишь рад, что смотрюсь максимально отдельно от всего, что происходит в этой картине”. Действительно, его фамилия в титрах значилась в числе первых – сразу после Сергея Бугаева, Татьяны Друбич и Станислава Говорухина. Однако присутствует в кадре Виктор в общей сложности не больше пяти минут.
2. Цой кочегаром не был.
“Цой – кочегар” для тех, кто лично знал музыканта, такой же оксюморон, как и “Цой на мотоцикле”. Этот миф успешно культивировал Алексей Учитель.
В его картине “Рок” лидер группы “Кино” действительно закидывает уголь в топку – всё происходит в теперь уже культовой “Камчатке”. Это котельная в подвале дома на улице Зверинской в Петербурге. На самом же деле Цой никаким кочегаром – в полном смысле этого слова – не был. Он числился им официально – по трудовой книжке и лишь для того, чтобы не схлопотать срок по статье 209.1 УК РСФСР “За тунеядство”. Друзья Цоя вспоминают, что видели его на “Камчатке” чаще с гитарой в руках, чем с лопатой. Реально же тепло в доме поддерживал коллега Виктора по “Камчатке” – Сергей Фирсов. Сегодня он директор одноимённого клуба-музея, расположенного в том самом подвале.
3. Съёмки финальной сцены фильма “Асса”, где группа “Кино” играет песню “Перемен”, а зрители поднимают над головами зажжённые спички, “чтобы был огонь до неба”, проходили в Зелёном театре в парке Горького.
Зрители вспоминают, что Цой должен был выступать последним. В какой-то момент на сцену вышел режиссёр картины с рупором и попросил всех зажечь спички (перед этим члены съёмочной группы раздали каждому зрителю по коробке) в момент, когда “Кино” появится на сцене. Когда Цой запел, в толпе зашептали: “Это же фонограмма! Цой – предатель!” Действительно, песня звучала слишком ровно, и было очевидно, что музыканты играют не вживую. А зрители уже кричали от возмущения и бросали на сцену разные предметы. Выступление остановили. Снова вышел режиссёр, извинился и сообщил, что лидер группы сейчас снова запоёт и на этот раз все будет по-честному. После короткого перерыва “Кино” грянуло свою песню “Перемен” вживую. Толпа снова взревела. На этот раз от восторга.
4. Цой работал без продюсера
Юрия Айзеншписа называли продюсером группы “Кино”, из-за чего многие поклонники команды посчитали, что рок-н-ролл мёртв. На самом деле Айзеншпис выполнял функции только организатора выступлений. Безусловно, с его появлением вырос и коммерческий успех – такого количества концертов, как за последний год существования, группа не давала за всю свою историю.
Однако в творчество Юрий Айзеншпис никогда не вмешивался. Запись в студии, аранжировки, стихи, музыка и даже имидж “Кино” остались прежними, потому что за всё это по-прежнему отвечал Цой и сотоварищи. Более того, Виктор Цой когда-то сам пришёл к Айзеншпису и попросил о помощи с концертами.
5. Дебютный альбом группы “Кино” под названием “45” был записан в 1982 году при участии музыкантов уже довольно популярного к тому времени “Аквариума”.
Мало кто знает, что за звук одной, кстати, культовой песни “Восьмиклассница” ответственен лично Борис Гребенщиков. В какой-то момент он уговорил звукорежиссёра Андрея Тропилло пустить его за микшерский пульт. В результате песня номер 2 на стороне “Б” магнитоальбома “45” очень сильно отличается по звучанию от всего остального материала.
6. Впервые на телевидении Виктор Цой появился не как музыкант, а как гость программы центрального телевидения “Монитор”.
Ведущий представил лидера группы “Кино” “талантливым резчиком по дереву”. Действительно, Цою очень удавались японские фигурки нэцке. Его друзья вспоминали: в 80-е годы в квартире каждого из них обязательно была деревянная фигурка авторства Виктора Цоя.
7. В документальном фильме Алексея Учителя “Последний герой” на восьмой минуте во время исполнения песни “Следи за собой” в припеве можно услышать, как Цой произносит: “Следи за собой, будь осторожен… папа”.
До сих пор неизвестно, к кому музыкант обращается. Вполне возможно, что к собственному отцу – Роберту Максимовичу. У Виктора были сложные отношения с родителем, они не общались несколько лет. Однако незадолго до страшной автомобильной аварии 1990 года, в которой погиб Цой, помирились.
8. Автомобиль, на котором разбился Виктор Цой (“Москвич-2141”), был подарен музыканту Юрием Айзеншписом.
Однако мало кто знает, что к этому моменту у Цоя было два одинаковых автомобиля. Второй “Москвич” лидер группы “Кино” купил сам. Причём перед этим, как было принято в СССР, отстоял за ним огромную очередь. Но сам за руль так ни разу и не сел. Поговаривают, что он подарил вторую машину одной из своих подруг.
9. Цой, несмотря на свой нордический образ, терпеть не мог зиму.
10. Музыкант порой писал мрачные стихи, где в том числе звучали темы смерти, а слово “кровь” употреблялось очень часто, при этом сам музыкант вида крови не выносил.
Напомним, что в Барнауле памятник Виктору Цою был открыт в ноябре 2010 года. Средства на создание памятника в сумме 500 тыс. рублей собирали, что называется, всем миром. Главным вдохновителем идеи установки памятника Виктору Цою стал известный в Барнауле музыкант, спортсмен и общественный деятель Александр Старыгин. Сам он трагически погиб в конце октября 2010-го, но его замысел довели до завершения друзья.