Версия для слабовидящих
Точное время: 02:52
Башҡортостан Республикаһы Ҡариҙел районы муниципаль районының ҮҘӘК КИТАПХАНАҺЫ муниципаль автономиялы учреждениеһы
Муниципальное автономное учреждение ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан МАУ ЦБ МР Караидельский район РБ
Муниципальное автономное учреждение ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан МАУ Центральная библиотека муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан

#PROИмена_и_Даты Цой жив

34 года назад, 15 августа 1990 года, погиб один из самых ярких отечественных рок-музыкантов – Виктор Цой (родился 21 июня 1962 года). Он всегда был в центре внимания при жизни, а после смерти стал настоящей легендой. Но спустя 34 года его творчество по-прежнему актуально, его песни давно уже стали гимном военного времени.

1. Мало кто знает, что единственной работой в кино, которой Цой действительно гордился, была роль каратиста Моро в фильме Рашида Нугманова “Игла”.

Биографы группы “Кино” связывают это с тем, что Нугманов, по сути, предложил Цою сыграть самого себя. А вот не менее культовая “Асса” в личной классификации музыканта попала в разряд “Папиного кино” (в этот список попадал вообще любой образчик советских массовых или коммерческих картин).

Своё собственное участие в “Ассе” Цой считал ошибкой. “Я не мог угадать, каким будет конечный результат, – рассказывал Цой, – всё это на совести режиссёра. Я лишь рад, что смотрюсь максимально отдельно от всего, что происходит в этой картине”. Действительно, его фамилия в титрах значилась в числе первых – сразу после Сергея Бугаева, Татьяны Друбич и Станислава Говорухина. Однако присутствует в кадре Виктор в общей сложности не больше пяти минут.

2. Цой кочегаром не был.

“Цой – кочегар” для тех, кто лично знал музыканта, такой же оксюморон, как и “Цой на мотоцикле”. Этот миф успешно культивировал Алексей Учитель.

В его картине “Рок” лидер группы “Кино” действительно закидывает уголь в топку – всё происходит в теперь уже культовой “Камчатке”. Это котельная в подвале дома на улице Зверинской в Петербурге. На самом же деле Цой никаким кочегаром – в полном смысле этого слова – не был. Он числился им официально – по трудовой книжке и лишь для того, чтобы не схлопотать срок по статье 209.1 УК РСФСР “За тунеядство”. Друзья Цоя вспоминают, что видели его на “Камчатке” чаще с гитарой в руках, чем с лопатой. Реально же тепло в доме поддерживал коллега Виктора по “Камчатке” – Сергей Фирсов. Сегодня он директор одноимённого клуба-музея, расположенного в том самом подвале.

3. Съёмки финальной сцены фильма “Асса”, где группа “Кино” играет песню “Перемен”, а зрители поднимают над головами зажжённые спички, “чтобы был огонь до неба”, проходили в Зелёном театре в парке Горького.

Зрители вспоминают, что Цой должен был выступать последним. В какой-то момент на сцену вышел режиссёр картины с рупором и попросил всех зажечь спички (перед этим члены съёмочной группы раздали каждому зрителю по коробке) в момент, когда “Кино” появится на сцене. Когда Цой запел, в толпе зашептали: “Это же фонограмма! Цой – предатель!” Действительно, песня звучала слишком ровно, и было очевидно, что музыканты играют не вживую. А зрители уже кричали от возмущения и бросали на сцену разные предметы. Выступление остановили. Снова вышел режиссёр, извинился и сообщил, что лидер группы сейчас снова запоёт и на этот раз все будет по-честному. После короткого перерыва “Кино” грянуло свою песню “Перемен” вживую. Толпа снова взревела. На этот раз от восторга.

4. Цой работал без продюсера

Юрия Айзеншписа называли продюсером группы “Кино”, из-за чего многие поклонники команды посчитали, что рок-н-ролл мёртв. На самом деле Айзеншпис выполнял функции только организатора выступлений. Безусловно, с его появлением вырос и коммерческий успех – такого количества концертов, как за последний год существования, группа не давала за всю свою историю.

Однако в творчество Юрий Айзеншпис никогда не вмешивался. Запись в студии, аранжировки, стихи, музыка и даже имидж “Кино” остались прежними, потому что за всё это по-прежнему отвечал Цой и сотоварищи. Более того, Виктор Цой когда-то сам пришёл к Айзеншпису и попросил о помощи с концертами.

5. Дебютный альбом группы “Кино” под названием “45” был записан в 1982 году при участии музыкантов уже довольно популярного к тому времени “Аквариума”.

Мало кто знает, что за звук одной, кстати, культовой песни “Восьмиклассница” ответственен лично Борис Гребенщиков. В какой-то момент он уговорил звукорежиссёра Андрея Тропилло пустить его за микшерский пульт. В результате песня номер 2 на стороне “Б” магнитоальбома “45” очень сильно отличается по звучанию от всего остального материала.

6. Впервые на телевидении Виктор Цой появился не как музыкант, а как гость программы центрального телевидения “Монитор”.

Ведущий представил лидера группы “Кино” “талантливым резчиком по дереву”. Действительно, Цою очень удавались японские фигурки нэцке. Его друзья вспоминали: в 80-е годы в квартире каждого из них обязательно была деревянная фигурка авторства Виктора Цоя.

7. В документальном фильме Алексея Учителя “Последний  герой” на восьмой минуте во время исполнения песни “Следи за собой” в припеве можно услышать, как Цой произносит: “Следи за собой, будь осторожен… папа”.

До сих пор неизвестно, к кому музыкант обращается. Вполне возможно, что к собственному отцу – Роберту Максимовичу. У Виктора были сложные отношения с родителем, они не общались несколько лет. Однако незадолго до страшной автомобильной аварии 1990 года, в которой погиб Цой, помирились.

8. Автомобиль, на котором разбился Виктор Цой (“Москвич-2141”), был подарен музыканту Юрием Айзеншписом.

Однако мало кто знает, что к этому моменту у Цоя было два одинаковых автомобиля. Второй “Москвич” лидер группы “Кино” купил сам. Причём перед этим, как было принято в СССР, отстоял за ним огромную очередь. Но сам за руль так ни разу и не сел. Поговаривают, что он подарил вторую машину одной из своих подруг.

9. Цой, несмотря на свой нордический образ, терпеть не мог зиму.

10. Музыкант порой писал мрачные стихи, где в том числе звучали темы смерти, а слово “кровь” употреблялось очень часто, при этом сам музыкант вида крови не выносил.

Напомним, что в Барнауле памятник Виктору Цою был открыт в ноябре 2010 года. Средства на создание памятника в сумме 500 тыс. рублей собирали, что называется, всем миром. Главным вдохновителем идеи установки памятника Виктору Цою стал известный в Барнауле музыкант, спортсмен и общественный деятель Александр Старыгин. Сам он трагически погиб в конце октября 2010-го, но его замысел довели до завершения друзья.

Источник: https://www.amic.ru/news/viktor-coy-10-faktov-iz-zhizni-legendarnogo-muzykanta-o-kotoryh-malo-kto-slyshal-307575