В апреле этого года исполнилось 200 лет со дня рождения самого знаменитого российского драматурга А. Н. Островского. Он написал 47 пьес, которые сейчас являются основой репертуара русского классического театра. Причем он не только писал пьесы, но и переводил произведения многих известных иностранных писателей. Александр Николаевич выступал за авторские права драматургов, создавал актерские общества и был настоящим авторитетом в сценическом искусстве. В юбилей предлагаем узнать больше о жизни и творчестве писателя, и о его вкладе в развитие русской драматургии XIX века.
Александр Николаевич Островский родился в Москве, в старинном купеческом Замоскворечье, в семье судебного чиновника.
Окончил Первую московскую гимназию, в 1840–1843 годы учился на юридическом факультете Московского университета, но обучения не окончил.
Служил писцом в суде (по воле отца), при этом активно занимался литературным творчеством.
В 1847 году в «Московском городском листке» опубликовали комедию Островского «Картины московской жизни. Картина семейного счастья». Так его литературная деятельность была обнародована. Островский вспоминал, что на вечере у литературного критика С.П. Шевырёва он читал эту пьесу и удостоился похвал.
Работал над комедией «Несостоятельный должник», её фрагмент был напечатан в 1847 году. В 1849 году с комедией познакомилась «молодая редакция» журнала «Москвитянин», через год, после большой работы с цензурой её напечатали под названием «Свои люди – сочтёмся!» (ещё одно название – «Банкрот»), к постановке пьесу не допустили по указанию императора Николая I. Запрет на постановку этой пьесы продлился 11 лет. Однако благодаря публикации этой пьесы Островский стал известен по всей России.
Молодой драматург продолжил создавать пьесы о купеческом самодурстве, об отличии купечества и чиновников от представителей высших сословий: «Бедная невеста» (1851), «Не в свои сани не садись» (1852), «Не так живи, как хочется» (1854). Пьеса «Не в свои сани не садись» – первая постановка Островского на сцене Малого театра в Москве.
Критик журнала «Москвитянин» Аполлон Григорьев отмечал в произведениях Островского самобытность и выражение народности, при этом критики более прогрессивного направления видели у Островского тяготение к допетровской старине, к славянофильству. Мол, и самодурство купцов Островский чуть ли не идеализирует! Интересно, что и слово «самодур» в литературу ввёл А.Н. Островский. Объяснение автор дал такое: «Самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё» (из пьесы «В чужом пиру похмелье», 1856).
Н.Г. Чернышевский упрекал пьесу Островского «Бедность не порок» (1854) в сентиментальной слащавости и неискренности. Однако и театральная публика, и московские актеры любили пьесы Островского за их простоту и естественность, а также за счастливый финал как олицетворение победы добра над злом.
Кроме того, драматург очень ценил своего зрителя, переживал за его восприятие происходящего на сцене: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим» (из письма Островского историку и журналисту М.П. Погодину).
В 1856 году некоторые литераторы договорились об изучении различных районов России – с точки зрения промышленности и жизненного уклада. Островскому досталась Верхняя Волга. Собранная информация и полученные впечатления дали ему и художественный материал. Были созданы пьесы «Доходное место» (1856), трилогия «Праздничный сон – до обеда» (1857); остальные части трилогии о Бальзаминове «Свои собаки грызутся – чужая не приставай» и «За чем пойдёшь, то и найдёшь» («Женитьба Бальзаминова», 1861); «Воспитанница» (1859).
В том же 1859 году вышел двухтомник пьес Островского.
Тогда же была написана пьеса «Гроза», одна из самых известных пьес.
В своей знаменитой статье «Тёмное царство» Н.А. Добролюбов на основе пьесы сделал ряд политически радикальных умозаключений. В другой статье Добролюбова – «Луч света в тёмном царстве» (1860) – пьеса «Гроза» названа «самым решительным произведением» Островского.
Однако предельно реалистично изображая русскую жизнь, Островский при этом преследует свои, не политические цели: он по-человечески протестует против косного самодурства Дикого и Кабанихи, против тупого смирения Тихона и Бориса, против всевозможного обмана.
Однако очевидно, что и характер Катерины тоже не так прост и однозначен. И она настолько сильна и своевольна, что способна и на грех, и на покаяние. Более того, в этой пьесе на первый план выходит именно внутренний мир героини, Кати Кабановой, формирование в ней самостоятельной личности. Отпустившей чувства на волю, ей теперь необходимо внутри себя примирить любовь и совесть. И с этим как раз героиня справиться не сумела.
Можно трактовать так, что вместе с гибелью героини в образном смысле отмерли и прежний уклад России в целом, ушла патриархальная эпоха.
В 1860-е годы Островский пишет драматические хроники «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1862), «Воевода, или Сон на Волге» (1865), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1867) – из истории Смутного времени.
В 1873 году созданы пьесы «Комик XVII столетия» (к 200-летию русского театра) и драматическая сказка в стихах «Снегурочка», на материале народных преданий.
Продолжает писать комедии и драмы из народного быта – «На бойком месте» (1865), «Горячее сердце» (1869), «Не всё коту Масленица» (1871). Описывает и дворянский быт – пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1870).
В произведениях Островского постепенно происходит движение к условности, гротеску, теперь его характеры менее многосложны, больше походят на маски. Театр Островского становится метафорой жизни – здесь не живут, а играют.
Позже, в произведениях 1870–1880-х годов главной темой становится трагическая участь русской женщины, бесправной в социальном смысле: «Богатые невесты» (1876), «Таланты и поклонники» (1882), «Без вины виноватые» (1884).
В знаменитой «Бесприданнице» (1879) юная и прекрасная Лариса Огудалова – желанный, но спорный куш в циничной коммерческой игре-торге купцов-воротил.
Пьеса «Волки и овцы» 1875 года – из дворянской жизни, и здесь герои притворяются одним, а в реальности делают совсем другое.
Были написаны пьесы о современном театре – «Таланты и поклонники» (1881) и «Без вины виноватые» (1883). Жизнь актрисы привлекает многих как мечта и идеал, но в реальности это очень трудная судьба.
В общей сложности А.Н. Островский написал 49 оригинальных пьес.
Писал пьесы и в соавторстве, занимался переводами.
Создал «Артистический кружок» в Москве (1865), был руководителем созданного им Общества русских драматических писателей и оперных композиторов (1874).
Много делал для развития актёрского образования, для улучшения материального положения как артистов, так и драматургов. С 1885 года заведовал репертуарной частью московских театров, возглавлял театральное училище.
А.Н. Островский создал школу реалистического драматического искусства, поддерживал и развивал идеи «натуральной школы». Основные черты драматургии Островского: раскрытие серьёзных проблем в жизни страны на примере отдельного семейно-бытового конфликта; создание ярких и узнаваемых характеров; придание речи персонажей живого, народного звучания. Каждая пьеса Островского заканчивается неоднозначно, заставляет задуматься.
Историк литературы А.И. Журавлева так писала об Островском: «В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывая глаза на плохое и не упуская из виду самое дорогое и важное».
Источник: https://pechorin.net/articles/view/ostrovskii-liubil-tieatr-tak-zhie-kak-on-liubil-rossiiu-nie-zakryvaia-ghlaza-na-plokhoie-i-nie-upuskaia-iz-vidu-samoie-doroghoie-i-vazhnoie