12 декабря 1928 года родился Чингиз Айтматов
(12 декабря 1928 – 10 июня 2008 гг.)
Один из самых известных писателей современного мира, мудрец и гуманист, создатель мифологических образов повседневной жизни.
Киргизский и русский писатель; дипломат. Народный писатель Киргизской ССР, Герой Киргизской Республики, академик АН Киргизской ССР, Герой Социалистического Труда; лауреат Ленинской и трёх Государственных премий СССР.
К этому времени у него вышли важнейшие повести: уже упоминавшийся выше “Белый пароход”, принесший (через экранизацию) автору Госпремию СССР, и удивительный, стоящий особняком “Пегий пес, бегущий краем моря”.
Эта последняя вещь принесла писателю странный ярлык: магический соцреалист.
Когда Айтматов опубликовал “И дольше века длится день”, за ним окончательно закрепилась слава писателя-философа. Его не помнящим ни родства, ни родины персонажам “манкуртам” была уготована долгая память: это словечко вошло в “перестроечный” лексикон середины
В “Плахе” Айтматов заговорил о том, о чем до тех пор можно было только молчать: о боге, о вере, о наркотиках, о необыкновенной обыкновенной жестокости. После выхода этого романа писатель был причислен к сонму если не светил, то небожителей
1. Добро отберут у тебя — не пропадешь, выживешь. А душа останется потоптанной – этого ничем не загладишь.
2. Одно сделаешь — ну, думаешь, теперь спокойно поживу. Ан нет, жизнь еще что-нибудь придумает.
3. Такие мы все. Вспоминаем друг о друге к концу жизни, когда кто тяжело заболеет или помрет. Вот тогда вдруг всем нам ясно, кого потеряли, каким он был, чем славен, какие дела совершил.
4.Только, сдается мне, ты сам не понимаешь, чего ты хочешь. Ну хорошо, допустим, ты уехал, но от себя-то не уедешь.
Куда бы ты ни запропастился, а от беды своей не уйдешь. Она будет всюду с тобой. Нет, Едигей, если ты джигит, то ты здесь попробуй перебори себя. А уехать — это не храбрость. Каждый может уехать. Но не каждый может осилить
себя.
ПЛАХА
1. Вера — это тебе не кайф, вера — продукт страданий многих поколений, над верой трудиться надо тысячелетиями и ежедневно.
2. Сколько земли, сколько простора и света, а человеку все равно чего-то недостает, и прежде всего — свободы…
3. И без людей человек не может жить и с людьми тяжко.
4. Когда я чувствую, что люди испытывают какую-то вину предо мной, для меня это так мучительно, что мне хочется быстрее освободить их от угрызений совести, чтобы ничто не смущало их при виде меня. Ибо тогда я сам чувствую себя виноватым в их вине.
5. Раскаяние — одно из великих достижений в истории человеческого духа — в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозрения, которые достигаются через осознание вины — в действиях ли, в помыслах ли, через порывы самобичевания или самоосуждение?
6. Я бы сказал, что в пределах одной личности любовь — это настоящая революция духа!
7. Наверное, ты, правитель римский, не раз ловил себя на мысли, что желания твои всегда к завтрашнему дню обращены. Сегодня ты жизнь приемлешь такой, какая есть, но непременно хочешь, чтоб завтра было иным, и если даже тебе сегодня и хорошо, все равно желаешь, чтобы завтра было еще лучше.
8. За неимением иного счастья кайф его горький заменитель.
9. По сравнению со скоростью мышления скорость света — ничто; мысль, что, уходя в прошлое, может двигаться в обратном направлении во времени и в пространстве, быстрее всего.
10. Ведь все мечты так — вначале рождаются в воображении, а затем по большей части терпят крушение за то, что посмели произрастать бeз корней, как иные цветы и деревья… И ведь все мечты так — и в том их трагическая необходимость в познании добра и зла…
11. Когда враг погибает в бою, он перестает быть врагом.
12. И сколько еще было произнесено в веках нескончаемых мольб и молитв, что, будь они материально ощутимыми, затопили бы собой всю землю, подобно горько-соленым океанам, вышедшим из берегов. Как трудно рождалось в человеке человеческое.
Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его.
13 И среди тысячной толпы —
Ты одинок…
И находясь с собой наедине —
Ты одинок…
** Вчерашние люди не могут знать, что происходит в настоящее время, но сегодняшние знают, что происходило вчера. …но завтра сегодняшние станут вчерашними.