23 ноября исполнилось 114 лет со дня рождения выдающего детского писателя Николая Носова, создавшего Незнайку, Бобика и Барбоса, Витю Малеева и Колю Синицына.
НИКОЛАЙ НОСОВ: «СОЧИНЯТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ — НАИЛУЧШАЯ РАБОТА»
Иногда кажется, что у известных людей в их жизни всё было гладко и понятно. Сразу же стали писать, нашли своё призвание, получили известность. Но это не так. Всё в жизни Николая Носова складывалось таким образом, что он должен был заниматься техникой, но … он стал любимейшим детским писателем многих поколений.
Эта статья — необычная биография писателя — «живая» и «человечная», без сухих фраз, но зато с жизненными уроками для всех нас. Рассказывая о биографии Николая Носова мы постараемся увидеть в ней тот урок жизни, который поможет и нам идти к своим целям, понимать себя и делать добрые дела в этом замечательном мире!
БИОГРАФИЯ НИКОЛАЯ НОСОВА: ЗАГАДКИ ИНТЕРЕСНОЙ СУДЬБЫ
Говоря о детском писателе, хочется максимально приблизиться к нему с позиции ребенка, понять, почему же дети в разных странах так любят Незнайку и откуда эта неисчерпаемая фантазия, создавшая целый мир удивительных героев?
Попробуем раскрыть тайны «тайну на дне колодца» — именно так назвал Н. Носов книгу — автобиографию о своих детских года. И искать ответы на загадки его интересной творческой судьбы мы начнем в детстве писателя, ведь именно это время жизни человека выбрано им в качестве основного в своих произведениях.
ДЕТСТВО НИКОЛАЯ НОСОВА: ОТКУДА ВЗЯЛСЯ НЕЗНАЙКА И КТО ОН ТАКОЙ?
Николай рос в многодетной семье, были еще два брата и сестренка, а их папа был актером. Николаю очень нравились выступления отца, в семье даже думали, что он пойдет по стопам родителя.
Мальчик решил научиться играть на скрипке, представляя себя музыкантом. Но, оказалось, что это не так-то просто, и Коля забросил скрипку.
Потом он увлекся химией, мечтая уже видеть себя ученым в белом халате, делающим потрясающие открытия в области науки.
Увлекался он и фотографией, шахматами, игрой на мандолине, даже собак дрессировал. В школьные годы Николай выпускал рукописный журнал «ИКС», ставил на любительской школьной сцене «Тараса Бульбу»
На рисунке ниже в этой статье представлены все увлечения и профессии Николая Носова. Они нашли отражение в его произведениях, особенно в «Приключениях Незнайки».
Каждого коротышку автор наделяет социальным статусом, то есть дает ему профессию: художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, доктор Пилюлькин, механики Винтик и Шпунтик, ученый Знайка и тд. А коротышка рад стараться, он преданно следует своему предназначению. Вот только главный герой – Незнайка – пока не определился с выбором своего жизненного пути. Автор позволяет нам с вами проследить, как Незнайка ищет себя. И согласитесь это весьма интересно.
Такой путь — путь поиска своего жизненного пути, путь Незнайки — прошел и Николай Носов в своей жизни.
Детство Николая Носова пришлось на тяжелое время, Первая мировая война и Гражданская война оставили свой след. Вся семья писателя переболела тифом, а Коля болел дольше всех. Но все выжили, это воспринималось как чудо в то время. Носов на всю жизнь запомнил, как мама плакала от радости, когда он выздоровел: «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».
К слезам у автора сформировалось чуткое отношение, особенно к детской слезинке. Он считал, что плачущего ребенка непременно нужно утешить, спросить, кто его обидел, что случилось. Потому что когда ребенок плачет, «ему не менее тяжело, чем нам, в минуту душевной невзгоды, а мы ка-то равнодушно смотрим на его слезы и… считаем их просто дурью или капризом». Не верит Носов физиологам, что «дети и старики часто плачут оттого, что… слезные железы у них легко выделяют влагу. Я-то знаю, что это не так! Они плачут потому, что у них еще нет (или уже нет) сил справляться с чувствами, которые внушает им эта непонятная и неумолимая жизнь. Страдание от этого не уменьшается, а лишь увеличивается». Такого Носова мы не увидим напрямую в его рассказах, но его внимательность к проблемам ребенка, торжество добра и нравственности проходят сквозь все творчество.
Маленький Николай не был идеальным учеником или идеальным ребенком. Было время, когда гимназист Николай бросил делать уроки, получил двойки и остался на второй год. После чего он числился в самых отстающих учениках. Но однажды он услышал такой диалог взрослых. На вопрос «Как он учится» его учитель ответил: «Ничего», на секунду замявшись. У мальчика сразу же поменялся взгляд на взрослых людей и появилось доверие к ним. Проще всего было назвать его отстающим, сложнее было — поверить в его возможности. И это случилось! После этого Николай всегда старался видеть хорошее в людях и в героях своих произведений.
После этого началась эпопея освоения маленьким Николаем программы гимназии — надо было наверстать всё упущенное за предыдущие годы. Математику он изучает по учебнику и справляется с алгеброй «самоучкой». Физика и химия вдруг неожиданно увлекают его так, что он делает дома на чердаке настоящую лабораторию и мечтает стать химиком. А еще он играет в оркестре, много читает, поет в школьном хоре, прекрасно играет в шахматы! Изучает гармонию, много читает русской классики. Он сам подготавливает брата и сестричку к поступлению в четвертый класс гимназии, обучая их! Даже встретившись на улице с беспризорниками, Николай не избегает их, а входит в их круг и знакомит с книгой и объясняет, что «книга — это пища для ума», читает им рассказ Лескова и учит с ними наизусть «У лукоморья дуб зеленый».
В жизни Николая Носова были разные люди и разные случаи. Но он очень разумно подходил к жизни и исповедовал принцип «всё видеть, никого не винить».
ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ НИКОЛАЯ НОСОВА
Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.
Именно маленький Николай в трудные годы голода спас свою семью — он боронил огород, сажал картошку вместе со старшим братом и сестрой. Ведь отец был на заработках, мать занята по женским хозяйственным работам, старший брат в то время уже учился живописи. Николай не боялся трудной работы — дробил щебень на бетонном заводе, работал на кирпичном заводе, косил траву для козы, торговал газетами, возил тяжелый бревна на станцию, обучал детей грамоте, и спокойно относился к работе за «кусок хлеба». Но — работая за кусок хлеба — он всегда мечтал найти свое призвание. Николай писал, что он ощущал себя в душе «Шерлоком Холмсом, Оводом и Христофором Колумбом — одним в трех лицах; и если уж говорить до конца правду, то капитан Немо — это тоже был я».
Всё шло к тому, что Николай явно должен был бы пойти учиться в политехнический институт. Николай страстно мечтал о профессии химика! Но — вмешался Его Величество Случай.
Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Но зато к нему вдруг пришло новое увлечение в жизни, которое дало совсем другое направление его жизни!
Помешала ему стать химиком страсть к учительству :). Вот как это произошло.
Брат Николая занимался рисованием. Николай объяснил брату, что он рисует неправильно: надо отображать на картине не что попало, а состояние души! Это в картине самое главное, особое состояние Художника в ее Творении! Поэтому нужно выбрать особое место по настроению картины. Чтобы передать брату свою мысль, Коля решил сделать фотографию (рисовать он совсем не умел, поэтому в рисунке передать свою мысль он не мог). Для этого ему пришлось прочитать несколько подшивок журналов по фотографии, смастерить фотоаппарат, купить реактивы и всё необходимое. Фотография получилась! И.. Николай вдруг увлекся фотографией и решил, что это будет его способ «сказать миру хоть сколько — нибудь доброго»! И он поступает на киноотделение Киевского училища живописи и ваяния.
А через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. Закончив этот институт, Николай стал постановщиком и режиссером научных, мультипликационных и учебных фильмов.
Более 20 лет своей жизни писатель отдаст кино, будет он работать и художником-мультипликатором.
Это интересно: сохранился такой эпизод из жизни Николая Носова.
Как-то Н. Носову поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию, и английский инструктор показал русскому водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали, но спустя несколько дней, танк во время съемок вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, начал описывать кривую дугу. Танкист нервничал и суетился, но танк упрямо не хотел поворачиваться и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.
Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но и судьба танка, который должен был поступить на вооружение советских войск. Николай Николаевич работал до этого над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре, наблюдая за действиями механика, он обнаружил ошибку. Водитель был смущен, извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что режиссер знает технику просто как любитель. Носов так же снял работу разных деталей машины, сопроводив их показ «Лунной сонатой» Бетховена.
За этот фильм, и за работу в области научно-технического кино Носов был награжден в 1943 году орденом Красной Звезды.
Несмотря на тяжелые моменты детства, выработалось у Носова одно очень хорошее качество – он умел разглядеть в людях их лучшие стороны.
Еще один пример из его детства в качестве иллюстрации сказанного. В гимназии, где учился Коля, педагоги очень строго держались с учениками. Однажды Коля нечаянно столкнулся в дверях с выходящим учителем. Ожидая неминуемой кары, мальчик на протяжении всего урока вглядывался в каждое движение учителя: что он задумал, как решил наказать его или отомстить. Но кары не последовало, и в Колину голову закралось подозрение, что его учитель просто хороший человек. Это качество сказывается в дальнейшем и в творчестве писателя, каждый из коротышек наделен определенными добрыми чертами характера, может, у кого-то они в большей или в меньшей степени проявляются, но семя добра есть в каждом.
КАК И КОГДА НИКОЛАЙ НОСОВ СТАЛ ДЕТСКИМ ПИСАТЕЛЕМ: В ЧЕМ СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ?
Многие из нас считают, что в 30 лет уже поздно начинать что-то новое :). Уже есть специальность и … зачем ее менять. Но… Николай Носов ничего, совсем ничего не написал до… 30 лет! И даже не собирался писать!
Сам Н. Носов признавался, что он пришел в детскую литературу совершенно случайно и даже не мечтал о профессии и карьере детского писателя.
Писать рассказы Носов стал в 37 лет, когда у него уже подрастал сынишка. И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей — дошкольников. А через десять лет он был уже известным писателем и получил престижную государственную премию за свое творчество!
Дебют Николая Носова как писателя состоялся в 1938 году — это был его первый рассказ для детей «Затейники». Вскоре рассказы стали публиковаться в одном из самых известных и популярных в то время детских журналов — в «Мурзилке».
Первый сборник детских рассказов вышел в 1945 году в Детгизе. В него вошли рассказы «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники», «Чудесные брюки», «Тук-тук-тук» и другие.
Если Вы думаете, что после издания этой книги Носов решил стать писателем, то Вы ошибаетесь. Он и не собирался менять свою работу и продолжал работать в кинематографии.
Ситуация резко изменилась только в 1951 году.
Как Николай Носов вошел в «большой литературный мир» и стал писателем — профессионалом: в 1951 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Главным редактором журнала «Новый мир» в то время А.Т.Твардовский. С его «легкой руки» с этого момента к Носову и пришла известность. А повесть получила высокую награду — Государственную премию СССР. С этого времени Николай Носов окончательно оставил мир кино и стал профессиональным писателем.
Интересные факты: В 1957 году (через шесть лет после решения Н.Носова стать писателем) был составлен список писателей, которых больше всего переводили на другие языки. Николай Носов оказался в списке третьим. Его герои говорили на разных языках.