Версия для слабовидящих
Точное время: 22:52
Башҡортостан Республикаһы Ҡариҙел районы муниципаль районының ҮҘӘК КИТАПХАНАҺЫ муниципаль автономиялы учреждениеһы
Муниципальное автономное учреждение ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан МАУ ЦБ МР Караидельский район РБ
Муниципальное автономное учреждение ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан МАУ Центральная библиотека муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан

#PROЧтение

САША ЧЕРНЫЙ родился 13 октября 1880 года

Роль и место в литературе

Имя Саша Черный знакомо всем поклонникам литературы Серебряного века. Строгий сатирик и утонченный лирик, наделенный совершенным вкусом, невероятно талантливый поэт, прозаик и журналист – он находился на пике популярности в России начала двадцатого столетия. Почитатели его таланта с нетерпением ожидали очередного выпуска «Сатирикона», который печатал его злободневные стихи и сатиры, его творчество вызывало споры и восхищение.

В недолгой жизни Саши Черного было много событий – война, в которой он принимал участие добровольцем, революция, которую он категорически отверг, тяжело доставшаяся ему эмиграция. Но в любой ситуации Саша всегда оставался верен своим творческим идеалам и принципам. Возможно, по этой причине его творения не просто до сих пор живы, но и остаются злободневными по сегодняшний день.

Для детей он написал великолепный «Дневник фокса Микки» с его героем, считавшим себя умнейшим среди всех зверей, а также большое количество стихотворений и рассказов. Взрослый же читатель любит Черного за едкую сатиру его произведений. Настоящие имя и фамилия этого человека – Александр Михайлович Гликберг, но в истории литературы Серебряного века он навсегда остался как Саша Черный.

Происхождение и ранние годы

Саша в юности

Александр родился 13 октября 1880 года в Одессе. Глава состоятельного еврейского семейства – Мендель Давидович, отец Саши, работал в крупной фармацевтической компании. Мать, Марьям Мееровна, происходила из купеческой семьи, была домохозяйкой. Александр был вторым ребенком, родившимся в этой семье. Старшей была сестра Лидия, а после Саши родилось еще трое детей. Наследники росли в этой семье сами по себе. Отец, постоянно находившийся в командировках, физически не успевал уделять внимание детям. Мать же, которую донимали всевозможные хвори и частые истерики, вообще пустила их воспитание на самотек. Обстановка в семье была неспокойной и не приносила Саше никакой радости и ощущения родного дома.

Образование

Поскольку в Российской империи в то время существовало положение, по которому в гимназии принималось не более десяти процентов евреев, Мендель Гликберг окрестил сына и сам поменял свое имя на Михаила. Так, Александр, которому на тот момент исполнилось девять лет, стал учеником белоцерковской гимназии.

Учение давалось способному мальчику легко, но на него очень давила остановка в семье, поэтому в пятнадцать лет он сбежал из дома. Его взяла на воспитание родная тетка, которая увезла его в Петербург, где он стал обучаться в гимназии на полном пансионе. Здесь выяснилось, что у юноши совершенно отсутствуют способности в изучении математики, по этой причине он был исключен из учебного заведения.

Александр в армии

Родители совершенно не интересовались судьбой сына и, можно сказать, отреклись от него. Александру же приходилось испытывать такие лишения, как постоянный голод, который заставлял его просить подаяние на улицах.

Помог случай. Начинающий журналист Александр Яблонский однажды разместил в газете «Сын Отечества» статью о бедном юноше. Ее прочитал поэт и филантроп из Житомира Константин Роше. Эта драматическая история настолько взволновала его, что он решил пригласить Александра к себе. Попытка завершить гимназическое образование и на этот раз закончилась провалом. Саша разругался с директором гимназии, который немедленно исключил его и выдал «волчий билет» без права продолжать образование.

Творчество

Двадцатилетнему юноше ничего не оставалось, как уйти вольнонаемным в армию на два года. Уже после службы, работая в таможне на австро-венгерской границе, он начал свои первые литературные опыты. Житомирская газета «Волынский вестник» в 1904 году опубликовала его первое произведение «Дневник резонера». Дебют оказался настолько удачным, что Саше предложили стать штатным фельетонистом этой газеты. К сожалению, через некоторое время издание было закрыто, и Александр взял направление на Петербург.

Саша Черный

Саша использовал разные псевдонимы при подписании своих произведений: Гейне из Житомира, Сам по себе и ряд других. Черным он стал, потому что  его так называли в детстве, чтобы не путать с родственником блондином, которого также звали Саша.

Впервые этот псевдоним он использовал в 1905 году в произведении «Чепуха», опубликованном в журнале «Зритель». Прочитавшие стихотворение, были ошеломлены смелостью автора, который острым языком сатиры прошелся не только по министрам и Государственной Думе, но и по самому императору. Журнал немедленно закрыли, а Саша с этой минуты стал настолько популярным, что такие издания как «Молот» и «Альманах» с удовольствием печатали его работы.

В 1906 году вышел сборник стихов Саши Черного. Однако цензура посчитала его вредоносным в политическом плане, и тираж подвергся аресту. Такое же наказание ждало и автора, но Черному удалось скрыться в Германии, в Гейдельберге, где он стал вольнослушателем университетских лекций.

С женой и друзьями

В 1908 году Саша вернулся в Петербург. В течение последующих трех лет он публиковался в «Сатириконе». В это время вышли сборники его стихотворений «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Выросла известность Черного и как детского писателя, автора книг «Тук-Тук», «Живая азбука» и других. Популярность его росла пропорционально количеству его произведений. От читателей и критиков можно было услышать только восторженные отзывы. В 1912 году судьба свела его с М. Горьким, который в то время проживал на Капри. Известный писатель посоветовал Саше попробовать себя в прозе.

В начале Первой         мировой войны Александра призвали в армию. Сначала он служил в госпитале в Петербурге, потом его направили в полевой лазарет. Война плохо отразилась на его психологическом состоянии, на него навалилась столь тяжелая депрессия, что потребовалась врачебная помощь. Отчасти помогало справиться с ней его творчество, которое в это время было направлено на написание детских книг.

С выходом произведений для детей, ребятам открывался в них целый мир. В его книгах сквозила искренняя любовь к детям. Они были для него не просто маленькими читателями, но и героями его произведений, что можно увидеть на примере «Домика в лесу».

С супругой во Франции

Но в стихотворениях для взрослых едкая сатира перемежалась с его душевным пессимизмом. Черный категорически не принял приход к власти большевиков и поторопился покинуть Россию. Сначала он едет в Литву и проживает с женой на хуторе, затем перебирается в Ковно (сегодняшний Каунас) и там, в 1920 году получает визу в Германию.

После Германии он переехал в Италию, и последним пунктом его жизни и творчества стала Франция. Супруги облюбовали местечко Ла Фавьер, купили земельный участок и построили небольшой уютный домик. Здесь, вдали от родины, Саша окончательно определил характер своего творчества – прозу. Работа его велась по трем направлениям.

Первое – это переиздание сборников его стихотворений, написанных в России. Написание новых стихотворных произведений в традиционной для него сатирической манере. Несмотря на то, что он сочинил несколько поэм, поэзия все-таки начинает уступать прозе и отходит на второй план.

На пороге своего дома

Второе направление – так называемая эмигрантская проза, главной темой которой была покинутая Россия, воспоминания о прошлых годах, ироническое описание необустроенного эмигрантского быта. Эти темы были общими для всех русских писателей, навсегда простившихся с родиной.

Третьим направлением было написание стихов и рассказов для детей. Русский поэт-сатирик Дон-Аминадо в воспоминаниях о Саше Черном написал так: «Но сам автор отходил от сатиры все больше и больше. Тянуло его к зеленым лугам, к детям, к простым и вечным сияниям еще не постигших, не прозревших, невинно открытых миру сердец и глаз, ко всему, что он так удачно и без вычуров и изысков назвал «Детским островом».

В 1928 году был опубликован сборник прозы «Несерьёзные рассказы», в 1929 году вышла повесть наше «Чудесное лето». Из детских прозаических произведений можно выделить книги: «Детский остров», «Сон профессора Патрашкина», «Румяная книжка», «Кошачья санатория» и другие.

Главные произведения

Саша Черный больше известен как поэт-сатирик и фельетонист, но в его творчестве большой пласт принадлежит маленьким читателям. Что больше всего поражает в его книгах для детей – это умение смотреть на мир глазами ребенка.

Последние годы

Знаменитая повесть «Дневники фокса Микки», написанная в эмиграции, в 1927 году, включает в себя двенадцать дневниковых записей необыкновенно умного пса Микки, умеющего читать и писать. Главной темой повести стало недопонимание между собакой и ее хозяйкой Зиной. Повесть напоминает детям, что нельзя недооценивать животных, ведь им свойственны такие же чувства, что и людям.

Философско-лирическое стихотворение «Утешение» входит в цикл «Всем нищим духом» и написано в 1922 году в жанре элегии. Тема произведения своеобразна – поиск человеком того, что позволит ему торжествовать. Поэт говорит о том, что праздника, восторга и восхищения достойны лишь простые, одухотворенные и благородные люди. Если на жизненном пути посчастливиться встретить таких – можно торжествовать.

Кладбище Лаванду

Саша Черный был одним из немногих авторов, которые сломали стереотип о том, что поэт должен писать на возвышенные, вечные темы. В 1909 году вышло стихотворение «Обстановочка», которое включено в цикл «Быт». Уже сам заголовок цикла намекает на тему произведений.

Сюжет выстроен на описании будней простой бедной семьи. Со стороны кажется, что люди в этой ячейке общества связаны друг с другом и ощущают себя одним целым. На самом же деле, это иллюзия. В семье нет основы, которая бы объединяла ее членов, поэтому нет в ней и счастья, каждый предоставлен самому себе и живет своей жизнью. Вот автор и призывает людей не допускать в своих семьях такую «обстановочку».

Последние годы

Мемориальная доска

Обустроив свой быт во Франции, Саша стал гостеприимным хозяином своего симпатичного домика. Здесь собирались русские эмигранты, среди которых он считался душой компании. Среди его гостей были писатели, музыканты, художники, которых хозяин развлекал юмористическими рассказами и смешными историями.

Поэтому его ранний уход всеми его знакомыми и друзьями был воспринят, как личная трагедия. Умер Саша Черный после тушения пожара в соседском доме, куда он прибежал без головного убора, из-за чего получил тепловой удар. Вернувшись домой, поэт лег отдохнуть и больше не встал с постели. Он умер 5 августа 1932 года.

По воле судьбы кладбище, на котором похоронили поэта, также носило название «Черное». К сожалению, его могила была затеряна, а на кладбище впоследствии была установлена мемориальная доска в память о нем.