Цель мероприятия: формирование поэтичного отношения к природе, чувства ответственности за нее. Создание праздничного настроения. Развитие фантазии, воображения, образности мышления.
Оборудование и технические средства: компьютер для просмотра мультфильма «Зимняя сказка» (1945 год), сценарий И. Вано и Е. Шварца, музыка П.И.Чайковского; прослушивания песен «Зима – холода», «Расскажи, Снегурочка», «Первый снег».
Раздаточный материал: новогодний кроссворд, ребусы, смайлики, реквизиты для конкурсов: новогодние шапочки, маски, призы и проч.
Ход мероприятия
Под звуки веселой новогодней песни «Расскажи, Снегурочка» школьники собираются у входа в помещение библиотеки. У дверей стоят два Санта-Клауса, один в красной шапочке, другой – в синей. (Далее: « Красный С-К», «Синий С-К»)
Красный С-К: Здравствуйте, здравствуйте!! Пропускаем в «Зимнюю сказку – 2019» только тех, кто знает отгадки на зимние загадки.
Синий С-К: Друг за другом становитесь и мозгами напрягитесь.
(Ребята становятся друг за другом и отгадывают загадки. Тот, кто дал правильный ответ, проходит и усаживается за стол. Загадки поочередно загадывают наши Санта-Клаусы.)
Загадки:
- Мы зимой “войну” устроим,
Крепость снежную построим!
Чем же будем “воевать”?
Каждый “воин” должен знать!
Угадай скорей, дружок,-
Шарик кругленький – (снежок) - Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это – снежная (метель) - Снег засыпал все тропинки.
Отдыхала у осинки,
Вдруг на ветку села птичка,
В желтом платьице (синичка) - В белом бархате деревня,
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет (иней.)
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила (зима.)
- Зима на крыше серые
Бросает семена,
Растит морковки белые
Под крышами она (сосульки.)
- Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось. (снег.)
- Колкая, смолистая,
Пышная, душистая.
Блещет в зале на виду
Только раз она в году (елка)
- Быстрокрылы и легки
Сказочной зимою,
Что за чудо мотыльки
Кружат над тобою? (снежинки)
- Знаю точно я сама:
После осени (зима)
11. Не найти мне домик друга –
Замела дороги (вьюга)
12. Летает, кружится в небе пушинка,
В ладошке растает, ведь это (снежинка)
13. Выпал снег чистейшей пробы,
Из него везде (сугробы)
14. Зимой морозною скует
Озера, реки крепкий (лед)
Предположительно, все проходят этот «контроль»
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Нисколько не сомневалась, что вы отгадаете все загадки! В этом году декабрь нас порадовал обильными снегопадами и все наши «зимние» отгадки на улице – снег, сугробы, снежинки, вьюга, метель, иней…
Настоящая русская зима – красавица! Днем, как у Пушкина – «под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…», в сумерках все погружается в сине – сиреневые тона, но от снега будто бы светлее обычного, а когда совсем стемнеет возле редких фонарей вдруг возникают молчаливые, таинственные деревья в белоснежных одеждах и прохожий замедляет шаг, чтобы дух перевести от нахлынувшего волшебства. Это к нам пришла Зимняя сказка! Пошепчитесь с ней, друзья! Загадайте желание и встряхните заснеженной веточкой, напоите душу красотой.
Зима – пора волшебная, много сказок про нее написано. Давайте, друзья, вспомним «Зимние» сказки».
Предположительно, что дети называют некоторые сказки о зиме: «Снежная королева», «12 месяцев», «Морозко», «Снегурочка»,ведущий дополняет этот сказочный список: «Елка» (В.Сутеев), «Серая шейка» (Мамин-Сибиряк Д.Н.), русские народные сказки «Мороз и заяц», «Волк и лиса», «Девочка со спичками» (Г.Х.Андерсен) и др.
Красный С-К:
Настало время конкурсов и игр.
Первый конкурс вкусный и называется он «Мандариновый бум».
Перед вами лежат мандарины. Каждый из вас берет мандарин, лежащий напротив, быстро чистит его, разламывает на дольки и собирает на блюдце зубочисткой. Кто первый соберет свои дольки, кричит: «О, мой мандарин!» Все замирают, и победитель забирает в качестве приза все несобранные дольки. Мандарины съедаются.
Синий С-К: Конкурс 2 «Повезет – не повезет»
Перед вами сундучок с веревочками. Веревочек много и призов только два! Ну-ка, кто у нас Везунчик? Только, чур! Не капризничать и не завидовать!
Красный С-К: Конкурс 3. «Где логика?»
Как в одной современной и очень популярной передаче, посмотрев на картинки, проанализировав их, вы должны назвать одну из известных пословиц (детям показываются картинки №1, 2,3,4 (приложение 1), где дети распознают пословицы):
– не имей 100 рублей, а имей 100 друзей;
– готовь телегу зимой, а сани летом;
– в тихом омуте черти водятся;
– тише едешь – дальше будешь
(те, кто называет пословицу раньше других, получает смайлик, по наибольшему количеству которых выдается приз.)
Синий С-К: Конкурс 4. «Найди «ель».
Всем участникам раздаются листочки с карандашами. Надо придумать наибольшее число слов, в написании которых встречается слово «ель» (например: метель, постель, канитель, свирель, сель, сельдь, келья, мель, апрель, карусель, дрель и др.). Победитель награждается сладким призом.
Библиотекарь: Я предлагаю вам прогуляться по волшебному лесу в нашей зимней сказке и посмотреть, как звери готовятся к новому году. Ваша задача выполнять те движения, которые я буду называть.
– Поднимите руки вверх, перекрестите их. Растопырьте пальцы, сделайте удивленные глаза. Замечательно! Эта картина называется “Олени первый раз увидели новогоднюю елку”;
– Сядьте на пол, возьмите себя за уши и оттяните их в стороны, громко похлопайте ступнями ног. Сцена называется “Мартышки встречают новый год”;
– Встаньте, вытяните вперед правую руку, уткнитесь в нее носом. Левую руку спрячьте за спину и раскройте ее ладошкой вверх, повернитесь направо, наклонитесь и возьмите своей правой рукой левую руку соседа. Картина называется “Слоники водят хоровод”.
Красный С-К: Какая зимняя сказка без перевоплощений, импровизации, фантазии и выдумки.
Посмотрите, ребята, на этом столе лежат карточки с заданными персонажами – почтальон Печкин, заяц, Шапокляк, приведение, Санта-Клаус, чертик, Машенька, президент, Леший, а рядом чего только нет: и маски, и парики, и очки, и белая скатерть с прорезями, шапка-ушанка, и крыса, и шляпка и даже морковка.
Вы, наверняка, уже поняли, что надо вытащить карточку и перевоплотиться в заданного литературного героя. Но этого героя надо обыграть. Т.е. сымпровизировать небольшой монолог и действо Удачи!!!
(Как правило, детям очень нравится эта возня с перевоплощением, они с удовольствием принимают новый имидж и придумывают себе небольшую роль). Коллективно выбираем лучшего артиста и награждаем его аплодисментами.
Красный С-К: Зимняя сказка продолжается. Пока мы веселились, прилетела сорока, принесла нам конверт с кроссвордами, ребусами и филвордами. Давайте разделимся на две команды и все-все разгадаем. Победившей команде – сладкий приз!
Библиотекарь: наша развлекательная игра подходит к концу. В заключение я хочу вам прочитать стихотворение Саши Черного, которое мне о-о-очень нравится – воистину все времена года прекрасны!
Зимою всего веселей
Сесть к печке у красных углей,
Лепешек горячих поесть,
В сугроб с голенищами влезть,
Весь пруд на коньках обежать
И бухнуться сразу в кровать.
Весною всего веселей
Кричать средь зеленых полей,
С барбоской сидеть на холме
И думать о белой зиме,
Пушистые вербы ломать
И в озеро камни бросать.
А летом всего веселей
Вишневый обкусывать клей,
Купаясь, всплывать на волну,
Гнать белку с сосны на сосну,
Костры разжигать у реки
И в поле срывать васильки…
Но осень еще веселей!
То сливы срываешь с ветвей,
То рвешь в огороде горох,
То взроешь рогатиной мох…
Стучит молотилка вдали –
И рожь на возах до земли…
Саша Черный