Цель: расширить представления о жизненном и творческом пути поэта, воспитывать эстетическое восприятие через музыку, живопись, художественное слово.
Задачи:
Образовательные:
- обучение выразительному чтению лирических произведений.
Развивающие:
- развитие творческой деятельности учащихся, интереса к творческому наследию поэта через взаимосвязь разных видов искусства;
- развитие эмоционально-образного мышления;
- развитие эстетического вкуса.
Воспитательные:
- формирование навыков публичного выступления.
Оформление зала: портрет М.Ю.Лермонтова, репродукции картин, акварелей и рисунков поэта, выставка книг, информационные буклеты.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, музыкальное оформление.
Эпиграф к вечеру:
Так повелось. По юбилейным датам
Мы громко славим гениев своих.
Хотя о них всегда мы помним свято:
Века, года и каждый час и миг.
К живому – да, к живому! –
не к портрету
Наш взор сегодня обращён к тебе,
Соратнику по духу и борьбе,
Мятежному и нежному поэту.
В. Подкопаев.
Ход мероприятия
Звучит “Вальс” А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова “Маскарад”
Ведущий 1: Добрый день, ребята! Сегодня наша встреча в музыкально-литературной гостиной посвящена 200-летию со дня рождения великого русского поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал,..
Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-нибудь.
Ведущий 2: Современники поэта говорили о Михаиле Юрьевиче как о личности сложной и весьма противоречивой. По мнению одних он был «существом желчным, угловатым, испорченным и предававшимся самым неизвинительным капризам, но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу». И друзья, и недруги поэта в один голос заявляли о его железном характере, именно эта, выделяющая его среди других людей, особенность личности помогла ему не только переносить жизненные невзгоды и испытания, но и бороться с ними.
Ведущий 1: В начале XIX столетия на перекрестке дорог, ведущих от Красных ворот к Сухаревке, стоял каменный дом, который принадлежал генерал-майору Ф. Н. Толю. В 1814 году в этом доме поселилась молодая чета Лермонтовых: Юрий Петрович — капитан в отставке, принадлежавший к старинной дворянской семье, и Мария Михайловна — единственная дочь Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, происходившей из знатного дворянского рода Столыпиных.
Ведущий 2: В ночь с 14 на 15 октября 1814 года у Лермонтовых родился сын Михаил. Крестили ребенка в церкви Трех Святителей, расположенной неподалеку от Красных ворот. Семья перезимовала в Москве, а в апреле 1815 года переселилась в имение бабушки Тарханы. Там прошли детские годы Мишеля, омраченные ранней смертью матери и затянувшейся жестокой распрей между отцом и бабушкой, которая закончилась только со смертью отца в 1831 году.
(Выходит чтец.)
Чтец 1:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
М. Ю. Лермонтов «Ужасная судьба отца и сына…»
Ведущий 1: Разносторонняя одаренность мальчика проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом. Первыми музыкальными впечатлениями Лермонтов обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”.
Звучит песня “Казачья колыбельная”, музыка А.Варламова
Ведущий 2: Осенью 1827 года Елизавета Алексеевна Арсеньева с внуком перебралась из Тархан в Москву и поселилась на Поварской улице, недалеко от Кремля. Юный Мишель жадно впитывает впечатления московской жизни, знакомится с архитектурными памятниками древней русской столицы, учится понимать язык ее каменной летописи. Стоило выйти за ворота, и можно было увидеть «и этот Кремль зубчатый, безмятежный».
Ведущий 1: Годы учебы в Первопрестольной — важные вехи в становлении поэтического таланта и мировоззрения М. Ю. Лермонтова. С сентября 1828 года Михаил был зачислен в Московский университетский благородный пансион. Этот пансион, как и Царскосельский лицей, был привилегированным учебным заведением со славными традициями. Из его стен вышли замечательные русские писатели и поэты: В. И. Жуковский, А. С. Грибоедов, А. И. Одоевский и другие.
Ведущий 2: Лермонтов часто навещал жившую неподалеку бабушку. Под ее благотворным влиянием росло увлечение юного Мишеля музыкой: он усердно продолжал обучение игре на скрипке и фортепиано. В 1829 юноша публично исполнил аллегро из скрипичного концерта Л. Маурера — произведения, считавшегося в техническом отношении трудным. Зимними вечерами у Елизаветы Алексеевны Арсеньевой собиралась молодежь, устраивались музыкальные вечера и праздники.
Звучит “Вальс-фантазия” М.И.Глинки
Ведущий 1: Серьезно стихами Лермонтов занялся в 14 лет. Обучаясь в университетском пансионе, он написал 13 поэм, 3 драмы и около 300 стихотворений.
Ведущий 2: Живя напряженной жизнью, полной творческих замыслов, Михаил Лермонтов охотно и часто посещает московское светское общество.
Ведущий 1: Но в 1832 году М. Ю. Лермонтов покидает Московский университет, резко меняя свою жизнь, и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные там, поэт называл «страшными годами». Школа была настоящей казармой николаевского времени. Каждый шаг юнкеров определялся приказами, царила бессмысленная дисциплина, книги, кроме учебников и уставов, читать запрещалось. Но даже в этих условиях М. Ю. Лермонтов продолжал заниматься литературой и писать. В ноябре 1834 года он был произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк, который стоял в Царском Селе.
Ведущий 2: В 1835-1836 годах М. Ю. Лермонтов создает ряд прекрасных произведений: драму «Маскарад», поэму «Боярин Орша», повесть «Княгиня Лиговская», где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений.
8 февраля 1837 года произошла дуэль А. С. Пушкина с Ж. Ш. Дантесом. Александр Сергеевич был смертельно ранен. Весть о смерти великого поэта быстро разнеслась по Петербургу. Это известие буквально потрясло М. Ю. Лермонтова, он немедленно откликнулся стихотворением «Смерть поэта». Произведение в тысячах списков быстро распространилось по городу, а затем и по всей России, сделав имя Лермонтова известным.. С этого времени его поэтическая звезда взошла на небосклоне российской словесности.
На фоне музыки В. А. Моцарта «Реквием” учащиеся читают стихотворение «Смерть поэта».
ЧТЕЦ 2:
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
ЧТЕЦ 3:
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
ЧТЕЦ 2:
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?., издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
ЧТЕЦ 3:
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он,
безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег
и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет
завистливый и душный
Для сердца вольного
и пламенных страстей?
Зачем он руку дал
клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам
и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
ЧТЕЦ 2:
И прежний сняв венок —
они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом
насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной
жаждой мщенья,
С досадой тайною
обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
ЧТЕЦ 3:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью
прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи!..
Но есть и божий суд,
наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете
к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете
всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Ведущий 1: Эти стихи М. Ю. Лермонтова взволновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Кто-то по городской почте отправил полный текст стихотворения «Смерть поэта» Николаю I с надписью: «Призыв к революции». Поэта арестовали и направили на Кавказ, где в то время шла война с горцами. Посылая Михаила Лермонтова под пули, император надеялся, что тот не вернется в столицу.
Ведущий 2: Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, поэтому и шла на Кавказе война. На полях сражений Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». Не оставляя занятия любимым делом, поэт закончил «Песню про царя Ивана Васильевича…», подготовил материалы для «Мцыри» и «Героя нашего времени», создал ряд прекрасных лирических стихотворений.
ЧТЕЦ 4:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко….
М.Ю.Лермонтов “Молитва”
Ведущий 1: Музыкальность Лермонтова, его собственные занятия музыкой, интерес к творчеству современных композиторов и народному песенному искусству сказались на характере его поэзии, обогащенной средствами не только поэтической образности, но и музыкальной выразительности. Во многих стихах он использовал особые художественные средства: формы и структуру музыкальных жанров песни и романса. Еще в детстве, в Тарханах поэт испытал сильное воздействие русского музыкального фольклора, главным образом песенного.
Ведущий 2: Н. П. Огарев писал о его стихах: «Они так изящно выражены, что их можно петь да еще на совсем своеобразный лад. Из них каждое, смотря по объему, или песня, или симфония». Эти слова дают ключ к пониманию, каким путем интерпретировалось поэтическое наследие Лермонтова в музыке, и объясняют, почему его творчество привлекало и до сих пор привлекает внимание композиторов.
Ведущий 1: Углубленное проникновение музыки в поэзию Лермонтова началось с романсов М.И. Глинки, А.Е. Варламова, А.С. Даргомыжского, А.Г. Рубинштейна.
ЧТЕЦ 5:
ИЗ ГЕТЕ
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
Ведущий 2: Прозвучало стихотворение М.Ю.Лермонтова «Горные вершины» перевод второй «Ночной песни странника» И.В. Гёте. Очень хорошо об этом произведении написал В.Г. Белинский: «Эта пьеса, по своей художественности, достойна великой тени, которой колоссальный облик так грандиозно представлен в ней. Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня веет в этой маленькой пьесе Гёте, так грациозно переданной нашим поэтом. Музыка романса А.Варламова тонко и поэтично рисует пейзаж, передаёт настроение тихой и просветлённой печали и ощущение глубокого покоя, переданного простой и выразительной мелодией.
Звучит романс А.Е.Варламова “Горные вершины”
Ведущий 1: Творчество композитора Александра Сергеевича Даргомыжского было связано с передовой русской культурой. Его вокальная музыка перекликалась с настроениями передовых людей 40-х годов, которые испытывали влияние лермонтовской поэзии. В этот период он создаёт тип романса-монолога, подчёркивая внутреннее драматическое напряжение, отражая особенности поэтической речи. Стремление приблизить вокальную мелодию к поэтической интонации, особенно чувствуется в романсе Даргомыжского на стихи Лермонтова «И скучно и грустно».
ЧТЕЦ 6:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… но кого же?., на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…
М.Ю.Лермонтов “И скучно и грустно”
Ведущий 2: В романсе композитор стремится передать значимость каждой фразы поэта, его настроение, чувства и мысли. В музыке звучат горестные восклицания и тревожные вопросы стихотворения. Драматическая речитативно- песенная мелодия стихотворения подчеркивает значимость отдельных фраз и даже отдельных слов, все интонационные подъёмы и падения. Романс звучит как положенная на музыку ораторская речь.
Звучит романс А.С.Даргомыжского “И скучно и грустно”
Ведущий 1: Лермонтов. любил и тонко чувствовал музыку, считая, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. По убеждению поэта, слово, закрепленное на бумаге, мертво, и лишь музыка (ноты) может передать живое течение речи, ее неповторимую интонацию.
Ведущий 2: Михаил Юрьевич остро ощущал оттенки настроений, необходимые для музыкального восприятия. В «Автобиографических заметках» он пишет: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрыпки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха»
Ведущий 1: Особое место в истории музыкальной интерпретации произведений Лермонтова принадлежит «Парусу» А.Варламова – лучшему среди других романсов, созданных на этот текст. Мужественный, энергичный ритм (болеро), мажорный характер мелодии передают эмоциональный колорит и мятежный романтический порыв лермонтовского «Паруса».
Звучит романс А.Е.Варламова “Белеет парус одинокий”
Ведущий 2: От простого озвучивания произведений Лермонтова до глубокого охвата всех жанров его творческого наследия русские и советские композиторы прошли большой и плодотворный путь. Поэзия М.Лермонтова несомненно вызовет к жизни еще немало новых музыкальных сочинений, так как обладает огромной силой притяжения для музыкантов.
Звучит “Лезгинка” из оперы А.Рубинштейна “Демон”
Ведущий 1: Роман «Герой нашего времени» был опубликован в апреле 1840 года в журнале «Отечественные записки». Судьбой было отпущено М. Ю. Лермонтову всего год с небольшим. В январе 1841 года он уехал с Кавказа и в начале февраля прибыл в Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине. Здесь он снова стал просить об отставке, но все попытки были безуспешны. С тяжелым чувством покидал М. Ю. Лермонтов столицу.
Ведущий 2: Предчувствие смерти не обмануло М. Ю. Лермонтова. 27 июля 1841 года великий русский поэт был убит. Это произошло у подножия Машука в окрестностях Пятигорска. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Лермонтов взял пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему и в голову не приходило его обидеть, что все это была одна только шутка, и он готов просить прощение. «Стреляй! Стреляй!” – был ответ исступленного Мартынова. Секунданты скомандовали сходиться. М. Ю. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Н. С. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело М. Ю. Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 26 лет…
ЧТЕЦ 9:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня —
но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает, чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
М. Ю. Лермонтов. Сон
Ведущий 1: Мог ли М.Ю.Лермонтов знать, что изящная дама, встреченная им перед последней поездкой в Петербург, красавица и умница, певица, композитор Елизавета Шашина положит на музыку его последние исповедальные стихи, пронизанные одиночеством и необыкновенной силой любви к жизни, и они станут незабываемой песней.
Звучит романс “Выхожу один я на дорогу”
Ведущий 2: Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины.
Ведущий 1: Судьба отпустила ему прожить неполных 27 лет, но он успел за этот краткий срок так исповедаться в своих произведениях, что и сейчас, перечитывая его сочинения, мы можем прочесть историю его души и понять его, как поэта и человека.
Звучит “Вальс” А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова “Маскарад”